Почему мы верим мошенникам? Почему сегодня все мы знаем о том, что они существуют, знаем их схемы и, тем не менее, идем на поводу у аферистов? Как можно бороться с этим явлением? На эту тему мы поговорили с психологом отделения по работе с личным составом ОМВД России по Кондинскому району Надеждой Семеновой:
«Доверять кому-то – это очень по-человечески. Большинству наших граждан характерны такие черты как: доброта, сострадание, отзывчивость и доверчивость. Этим и пользуются мошенники, с первых слов буквально гипнотизируя жертву, к тому же по телефону это сделать намного проще, чем глаза в глаза.
Позвонив потенциальной жертве, мошенник сначала нагнетает напряжение, вызывает чувство тревоги, паники. Как только человек замешкался, и на минуту поверил в происходящее, то тут подключается вполне естественная реакция - он теряется, испытывает страх за своих близких, за свои сбережения. В таком состоянии люди естественным образом ищут опору, спасителя, которым и выступает злоумышленник. Жертве внушается, что нужно выполнить всего несколько операций, сообщить некоторые данные и все, деньги будут спасены!
Это как если бы вы вдруг поняли, что заблудились в лесу: скоро совсем стемнеет, вы не понимаете, что делать, к тому же увидели следы диких животных. Нарастет тревога… И вдруг появляется лесник, он уверенно заявляет, что ничего страшного не происходит, все хорошо. Нужно всего лишь дойти до той березы, перебраться через овраг, через двести метров повернуть налево, потом пройти прямо с полкилометра к деревне. И вы, скорее всего, выполните советы лесника, потому что он знает лес, знает, что делать, и он действует в целях вашей безопасности.
Так и мошенники: сначала повергают вас в панику, а потом «спасают», забирая при этом ваши денежные средства.
Несколько психологических рекомендаций, выполнение которых позволит минимизировать риск стать жертвой аферистов:
- Во-первых, важно не просто знать, а написать себе правила безопасности – никогда, никому и ни при каких обстоятельствах не передавать незнакомым лицам ваши персональные данные, данные банковских карт и приходящие в СМС одноразовые коды и пароли. Дело в том, что в состоянии повышенной тревожности мы можем растеряться и поддаться на авторитетные требования мошенников, и тогда такая памятка очень пригодится.
- Во-вторых, всегда берите паузу перед тем, как принять какое-то решение. Даже если эта пауза будет всего минуту, у вас появится возможность сориентироваться. Тогда как мошенники настаивают на немедленном принятии решения и быстрых действиях, дают пошаговую инструкцию. А после преодоления первых сомнений и совершения первых шагов, человек совершает дальнейшие действия по инерции.
- В-третьих, по возможности привлеките к разговору кого-то еще: родственника, коллегу, соседа. С большей долей вероятности другой человек будет менее эмоционально затронут (не его же деньгам угрожает опасность!) и сохранит более критический взгляд на происходящее».
- Главная
- О районе
- Общественная безопасность
- Деятельность полиции
- Для граждан
- Психолог о мошенничествах
Психолог о мошенничествах
20 апреля 2021, 16:22
Несколько психологических рекомендаций, выполнение которых позволит минимизировать риск стать жертвой аферистов.